В Московской школе управления «Сколково» 18 сентября состоялось третье заседание Экспертного совета «Экономика инноваций в онкологии». Обсуждались задачи эффективного внедрения новых технологий в борьбу с онкологическими заболеваниями.
Фото: Игорь Чунусов
Директор Центра экономики и управления в здравоохранении Московской школы управления «Сколково» Юрий Крестинский, выступавший модератором и соорганизатором встречи, начал с оптимистичной ноты, говоря о дефиците финансирования: «Мы ходим по замкнутому кругу. И в то же время, это круг возможностей».
Он пояснил, что существуют два способа решения проблемы. Первый - через увеличение финансирования, возможно, за счет перераспределения средств. Другой механизм – повышение эффективности. Сейчас инновационные препараты начинают входить в программу госгарантий. Недавно Межведомственная комиссия по формированию перечней лекарственных средств одобрила к включению в ЖНВЛП 22 наименования противоопухолевых лекарств, что по мнению Юрия Крестинского, самый большой регуляторный прорыв.
Заместитель генерального директора по науке ФГБУ «НИМЦ радиологии» Минздрава РФ Борис Алексеевсообщил, что эффективность онкологического лечения будет расти при выявлении заболеваний на ранних стадиях. Однако этому препятствует дефицит качественных лабораторий, которые позволяли бы точно диагностировать вид онкозаболевания и назначать максимально эффективную терапию. Многие лаборатории нуждаются в пополнении и обновлении молекулярного, гистологического, иммунобиологического диагностического оборудования. При этом в России почти 100% - больные 4 стадии. «Трудно подсчитать больных 2 и 3 стадии. Я не видел расчетов по этим группам, чтобы определить объем лекарственного обеспечения» - сообщил Борис Алексеев, отнеся такую статистику к наиболее важной для выработки стратегии обеспечения.
С ним согласился заместитель директора по научной работе ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава РФ Александр Петровский. Говоря о необходимости развития программ диспансеризации, ранней диагностики, скрининга, реабилитации онкобольных, он отметил, что доступность современных технологий пока еще не высока. Например, по шести нозологиям показатели низкие: рак кожи (не меланома), рак шейки матки, рак матки, рак яичек, ходжкинская лимфома, лейкемия.
Дефицит средств для лечения 800 тыс. онкобольных в России составляет 12,2 млдр рублей, а для 3,4 млн онкопациентов средства вообще не определены
При этом в регионах наблюдается колоссальный разрыв в обеспечении лекарственными средствами. Так, на одного больного в Саратовской области приходится (из расчета отгрузки препаратов в 2016 году) 10,8 тыс. рублей, а в Бурятии – 109 тыс. при среднем показателе по стране в 32,4 тыс. рублей на человека.
Член комитета Совета Федерации по социальной политике Владимир Круглый высказался за формирование единого центра управления и выработки стратегии лечения онкологических пациентов в лице Минздрава. Пока мы видим большое число мелких центров компетенции, а количество больных растет: за 10 лет на 38,8%. Такой важный и уникальный инструмент борьбы с онкологией, как диспансеризация, недооценен. По мнению сенатора, можно увеличивать расходы бюджета на лекарственные препараты для таких пациентов каждый год, но люди просто не будут доживать до их получения.
Директор ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко» Рамил Хабриев предложил уделять больше внимания национальному регистру, чтобы формировать качественную аналитику и терапию. Концепцию таргетного, а не популистского подхода к инновациям поддержали все участники заседания.
Денис Кунгуров