Перевести на Переведено сервисом «Яндекс.Перевод»

«Между молотом и наковальней»: продолжит ли ФРС повышать ставку после краха SVB


Председатель Федеральной резервной системы США Джером Пауэлл. (Фото Samuel Corum / Getty Images)


Крах Silicon Valley Bank заставил рынки усомниться в дальнейшей траектории монетарной политики ФРС США. Если еще в начале марта самым вероятным сценарием казалось повышение базовой ставки на 0,5%, то теперь появилась вероятность, что ставка не будет поднята впервые с прошлого марта. Изменится ли политика ФРС и почему показатель потребительской инфляции для американского регулятора теперь может отойти на второй план?

Что случилось

Еще в начале прошлой недели рынки ожидали от Федеральной резервной системы продолжения ястребиной монетарной политики и быстрого повышения ставок. Выступая в Конгрессе, глава ФРС Джером Пауэлл подчеркнул — тренд на замедление инфляции прошел, инфляционное давление выше, чем предполагал регулятор, и для борьбы с рисками роста цен Федрезерв может повышать ставку ускоренными темпами. 9 марта, исходя из котировок фьючерсов, вероятность повышения ставки сразу на 0,5 п. п., до 5-5,25%, оценивалась рынком в 68%, на 0,25 п. п. — в 32%.

За неделю ситуация развернулась на 180 градусов. Закрылось сразу несколько банков, самый крупный из которых, Silicon Valley Bank (SVB), занимал 16-е место по активам. Причем проблемы у закрывшихся банков возникли во многом из-за агрессивного повышения ставки ФРС в 2022 году — с 0-0,25 до 4,5-4,75%. Значительные объемы активов банки хранили в гособлигациях и ипотечных облигациях, стоимость которых на фоне повышения ставки сильно упала. В результате стоимость фондирования для банков выросла, маржа снизилась, и они не смогли справиться с оттоком клиентских средств с депозитов. В результате теперь вероятность того, что ставка вырастет на 0,5 п. п., по данным CME Group, опустилась до нуля, а того, что вовсе останется без изменений, — выросла до 30%. Основной сценарий теперь — мягкое повышение на 0,25 п. п. Более того, исходя из котировок фьючерсов на базовую ставку, возможен сценарий, при котором ФРС уже в июне перейдет к снижению ставки.

Спасение банковского сектора потребовало от финансовых властей США экстраординарных шагов. Корпорация по страхованию вкладов уже заявила, что все средства вкладчиков SVB будут защищены (стандартный лимит страховки вкладов — $250 000). Кроме того, ФРС упростит доступ к «дисконтному окну» — стандартному инструменту для поддержки банков, а также готов выделить кредитным учреждениям дополнительное финансирование — $25 млрд.

Что будет со ставкой

«В текущей ситуации ФРС застряла между молотом и наковальней — теперь регулятору приходится одновременно учитывать и уровень инфляции, и состояние финансовых рынков», — констатирует старший инвестиционный аналитик Guidestone Funds Джошуа Частант.

«Мы думаем, что чиновники ФРС в данный момент отдадут приоритет финансовой стабильности, рассматривая ее как насущную проблему, а высокую инфляцию — как среднесрочную», — указали экономисты Goldman Sachs в записке клиентам. Теперь банк, который закладывал повышение ставки на 0,25 п. п., не ждет, что ФРС повысит ставку 23 марта. Barclays также ожидает паузу на предстоящем заседании ФРС, хотя ранее рассматривал повышение на 50 базисных пунктов.

Однако здесь включаются репутационные риски для регулятора. «Уже всем очевидно, что случившийся крах нескольких крупных банков — это результат повышения ставок от ФРС», — считает Егор Сусин, управляющий директор Газпромбанк Private Banking. По его мнению, это лишь первые ласточки цикла повышения ставок, и убытки финансовой системы от ужесточения монетарной политики США будут только нарастать. «Эта ситуация крайне неприятна для Джерома Пауэлла. Еще на прошлой неделе он и многие другие представители ФРС отражали ястребиный настрой. По ключевым показателям, на которые смотрит ФРС, например в инфляции, с того момента ничего не изменилось. И если сейчас они с ходу развернутся и объявят о паузе на предстоящем заседании — это будет эпический провал и удар по доверию к регулятору», — считает он. Чтобы «сохранить лицо», ФРС может на ближайшем заседании выбрать компромиссный вариант и поднять ставку на 0,25 п. п., прогнозирует старший портфельный менеджер в Dakota Wealth Management Роберт Павлик.

В любом случае пик повышения ставки может быть несколько ниже, чем это прогнозировалось еще недавно. Например, Goldman Sachs считает, что ставка может вырасти лишь до 5,5% — Федрезерв может вернуться к повышению, после того как финансовая система обретет стабильность. Многое будет зависеть от того, насколько действенными окажутся меры поддержки ФРС для банков. «ФРС, по сути, подписал страховку для всей банковской системы», — высказался про воскресный пакет помощи банкам от регулятора старший научный сотрудник программы Йельского университета по финансовой стабильности Стивен Келли. По его мнению, такая программа поддержки дает ФРС больше пространства для ужесточения денежно-кредитной политики.

Последствия для рынков

На фоне возможного смягчения политики ФРС в выигрыше оказалось золото: с минимумов на прошлой неделе стоимость драгоценного металла выросла почти на 6%, выше 1900 за тройскую унцию. Инвесторы, как правило, вкладывают в этот актив во время финансовых потрясений.

Банковские события отразились и на индексе доллара США, который отражает его стоимость по сравнению с другими ведущими валютами. На неделе этот показатель снижался почти на 3% (за прошлый год он вырос более чем на 15% на фоне повышения ставки от ФРС). «Я думаю, что пик ставки ФРС из-за недавних событий будет ниже, чем изначально предполагал регулятор. Это определенно ослабит доллар в долгосрочной перспективе», — считает стратег Westpac Имре Спейзе.

Впрочем, ослабление доллара пока не сказалось на росте котировок нефти. Стоимость барреля марки Brent также снизилась на фоне коллапса региональных банков. С пика прошлой недели цена за баррель упала более чем на 10% (с $82 до $72). Нефтяные экспортеры и компании больше всего обеспокоены тем, что сейчас экономика подвержена повышенному риску рецессии. На товарные рынки крах банков имеет, скорее, краткосрочное влияние, считает аналитик UBS Карстен Менке. «Мы рассматриваем события понедельника вокруг региональных банков США больше как шумиху, чем что-то важное для товарных рынков. Для них ситуация не должна иметь какого-либо значимого среднесрочного и долгосрочного эффекта», — говорит он.

Наконец, возможное смягчение политики ФРС крайне позитивно воспринял криптовалютный рынок. Биткоин и другие криптовалюты отыграли падение прошлой недели после краха ключевого для индустрии банка Silvergate. За несколько дней крупнейшая по капитализации криптовалюта выросла более чем на 20% и в моменте превышала отметку в $26 000.

Артем Терентьев
Редакция Forbes

forbes.ru 
Войдите или зарегистрируйтесь на сайте, чтобы добавить комментарий к интересующей вас научной проблеме!
Комментарии (0)