В выборку исследования Института социальной политики попали 2,1 тысячи респондентов, предоставивших сведения о своих домохозяйствах, а также данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ, который ежегодно охватывает от 9,6 тысячи до 17,1 тысячи человек.
Опрос показал, что первой реакцией населения на снижение доходов в 2014–2016 годах стало сокращение расходов по многим статьям, в том числе на платные медицинские услуги, причем от лекарств россияне не отказываются, а ищут более дешевые аналоги. «Чаще население ограничивало себя только в расходах на досуг, питание, приобретение одежды и обуви. Реже, чем на посещении платного врача или платных анализах и процедурах, население экономило на туристических поездках, приобретении бытовой техники и услугах связи, а также образовательных услугах», – говорится в отчете ВШЭ.
Полностью отказались от платной медицины 17,3% потребителей, чаще они отказывались только от расходов на досуг и отпуск. Эта тенденция характерна для групп населения с низким уровнем доходов, но пересмотрели свои расходы и те семьи, которые считают, что в 2014–2016 годах их уровень жизни повысился. Среди них, как ни странно, 34,3% сократили потребление платных медуслуг, а 15,4% полностью от них отказались.
В целом доля россиян, предпочитающих платные стационарные услуги, сократилась с 28,6% в 2013 году до 24,7% в 2016 году. На первичной медпомощи пациенты старались не экономить. Среди относительно здоровых пациентов стационаров, не имеющих хронических заболеваний в 2014 году, доля плативших за лечение и пребывание резко снизилась – с 9,7% до 5%. «Пациенты с хроническими заболеваниями в меньшей степени изменили свое потребительское поведение на рынке платных услуг, несмотря на то что в 2016 году мы наблюдали существенное снижение реального размера пенсии – важного источника доходов данной группы. Доля плативших среди них снизилась с 12,8% в 2013 году до 10,2% в 2015 году (год наиболее интенсивного роста цен на медицинские услуги), а в 2016 году вернулась к докризисному уровню», – уточняют авторы отчета.
В Москве и Санкт-Петербурге платная амбулаторная помощь не стала менее востребованной, в отличие от других городов-миллионников, где спрос сократился. Доля домашних хозяйств, оплачивавших амбулаторную помощь (за исключением стоматологической), осталась неизменной, при этом удельный вес обращавшихся в частные поликлиники в общем числе амбулаторных пациентов после кратковременного снижения в 2014 году в последующие два года стал увеличиваться. Средняя величина платежей за амбулаторную помощь в расчете на один месяц в 2016 году в сопоставимых ценах 2013 года на 5,3% превысила значение базового года.
Интересно, что снижение доступности медпомощи по ОМС в городах с населением 500–950 тысяч человек повлияло на рост спроса на платные медуслуги, а в малых городах и сельской местности этот фактор не смог пересилить снижение реальных доходов населения, поэтому спрос на платную медицину здесь сократился.
Впрочем, сократился и объем «теневых платежей» – пациенты стали реже передавать деньги за лечение и подарки напрямую врачам. Особенно эта тенденция коснулась стационарного сегмента, где, по мнению авторов отчета, «слабее развиты официальные платные услуги». Доля пациентов больниц, которые платили за свое лечение неформально, в общей численности плативших сократилась с 71,5% в 2013 году до 48,5% в 2016 году. То есть в ситуациях, когда обязанность заплатить не закреплена законодательно, пациенты, ощутившие снижение доходов, с меньшей готовностью благодарили врачей за пройденное лечение», – заключили эксперты ВШЭ.
Этому также могли способствовать два фактора: рост объема официальных платных стационарных услуг в госклиниках и появление все большего количества частных стационаров. Это подтверждают данные ВШЭ: доля пациентов, оплачивающих свое лечение в стационаре официально, через кассу медицинского учреждения, возросла с 18,5% в 2013 году до 22,8% в 2015 году и 22,3% в 2016 году.
В амбулаторном звене доля «неформальных» платежей сократилась в два раза, однако в целом тенденция здесь наблюдается неутешительная. «В первый «кризисный» год, когда еще не было понятно, что падение доходов будет длительным, она составляла 30%, а к 2015 году доля плативших неформально снизилась до 16%. В 2016 году, когда в ряде секторов экономики наметился рост реальной заработной платы, данные обследования снова фиксируют рост распространенности неформальных платежей в поликлиниках – до 24,5%», – констатировали в ВШЭ. Впрочем, в первичном звене в принципе меньше «теневых» платежей, а в 2016 году минимального значения достиг сегмент стоматологической помощи.
Спрос на услуги частных поликлиник существенно не сократился: в 2014 году наблюдалось кратковременное снижение доли граждан, обращавшихся в такие медицинские организации, в общей численности получивших амбулаторную помощь (с 9,9% в 2013 году до 8,7% в 2014 году). К 2015 году показатель вернулся к уровню 2013 года, а к 2016 году превысил это значение и достиг 10,7%. В связи с низкой долей случаев оплаты медпомощи в частных стационарах (менее 2% попавших в выборку респондентов) тенденции в этом сегменте аналитики ВШЭ не выявляли.
По оценкам BusinesStat, в 2016 году натуральный объем российского рынка медуслуг сократился на 2,5% и составил 1,5 млрд приемов. В денежном выражении объем рынка вырос на 4,7% (по сравнению с аналогичным показателем 2015 года) и достиг 2,2 трлн рублей, как раз за счет роста расходов россиян на медуслуги в легальном и «теневом» секторах.
«При этом в секторе теневой медицины заметный вклад в рост стоимостного объема внесло увеличение числа медицинских приемов. Это означает, что, пока спрос на большинство товаров и услуг не восстановится, неофициальные платежи врачам «лично в руки» будут востребованы», – отмечали аналитики BusinesStat.
Подробнее:
https://vademec.ru/news/2017/09/27/vshe-patsienty-stali-otkazyvatsya-ot-tenevykh-platezhey/