Данные опроса также показали, что практически все пациенты считают удобным удаленное получение электронных рецептов, справок, а также результатов анализов и их расшифровок: 96,8% готовы получать электронные рецепты; 97,5% готовы получать результаты анализов и другие медицинские документы в электронном виде, 93,2% считают полезным получение напоминаний о необходимых сроках вакцинации, визитах к врачу, сдаче анализов и так далее с помощью электронных средств связи (по электронной почте, СМС-рассылки).
«Эти результаты оказались даже оптимистичнее, чем в опросах за рубежом. И они лишний раз свидетельствуют о том, что российские пациенты и врачи готовы к электронному взаимодействию», – отмечают авторы исследования.
Большинство участников опроса (89,6%) заявили о готовности использовать гаджеты для мониторинга состояния своего здоровья, а 77,4% врачей – о готовности проводить удаленный мониторинг хронических больных. При этом 46,2% врачей готовы корректировать тактику лечения, даже не зная больного, а видя только его документы.
«Вместе с тем российский законодатель не решился одобрить виртуальные первичные консультации с установлением диагноза и выбором тактики лечения, которые распространены во многих странах мира и реально повышают доступность медицинской помощи в отдаленных регионах. В этом вопросе законодатель оказался куда осторожнее, чем сами пациенты и врачи. В результате опроса выяснилось, что среди пациентов 39,7% готовы следовать предписаниям любого врача-консультанта, в том числе в рамках первичной консультации, а среди врачей 50,6% считают возможным давать консультации и назначать лечение первичным пациентам удаленно», – отмечают авторы исследования.
Несмотря на готовность пациентов получать телемедицинские консультации, большинство из них (57,4%) уверены, что услуги цифровой медицины должны оказываться на базе существующих официальных медицинских учреждений, а не по принципу UBER, когда врачи в свободное от работы время консультируют пациентов. «Это позволит гарантировать пациентам качество предоставляемых услуг и защитит от мошенничества. Мнение врачей по данному вопросу разделилось поровну: 42% опрошенных считают, что телемедицина может развиваться в формате виртуальных клиник, 43% – за развитие телемедицины только в действующих медицинских организациях», – говорится в материалах исследования.
В целом, по мнению большинства опрошенных пациентов (88%) и врачей (78%), использование телемедицинских технологий должно повысить доступность медицинской помощи, и только 25% пациентов и 19% врачей надеются на повышение ее качества.
«В мире возможность дистанционного установления диагноза является наиболее популярной среди пациентов, имеющих проблемы с доступностью медицинской помощи. Однако ограничения, которые ввел российский законодатель на дистанционное лечение без первичного приема, могут уменьшить реальные выгоды от новой технологии в России. При этом именно в нашей стране, с ее географическими и климатическими особенностями, вопрос повышения доступности качественной медицины стоит особенно остро. Важно, чтобы пациенты имели возможность консультироваться с врачами не только ближайших клиник, но и ведущих медицинских центров, расположенных в крупнейших городах страны и зачастую недоступных для жителей отдаленных регионов России, – отмечают авторы исследования.
По их мнению, очень важно не закрыть дорогу развитию инноваций в российской медицине и учесть мнение основных потребителей цифровых медицинских технологий. «Как показал опрос, потребители готовы к более широкой, чем предусмотрено в законе, палитре возможностей применения телемедицины, а зарубежный опыт подтверждает успешность такого применения… Для сохранения конкурентоспособности российского здравоохранения важно привести в соответствие ожиданиям врачей и населения с возможностями, которые предусматривает законодательство», – заключили исследователи.
Законопроект о телемедицине был подписан президентом РФ Владимиром Путиным в конце июля текущего года. Согласно документу, в правовое поле вводится понятие телемедицинских технологий и разрешаются удаленные консультации врачей и пациентов, а также проведение консилиумов. Однако разрешения на дистанционную постановку диагноза и оказание полноценной медпомощи, на что так надеялись участники рынка и их инвесторы, закон не предполагает. Так что, по сути, телемедицина сводится к консультациям без постановки диагноза и удаленному наблюдению за пациентом после очного приема. Закон вступит в силу с 1 января 2018 года.
Подробнее:
https://vademec.ru/news/2017/10/09/bolee-80-rossiyan-gotovy-k-telemeditsinskim-konsultatsiyam/