Перевести на Переведено сервисом «Яндекс.Перевод»

На биофармацевтических фронтах: борьба с конкурентами или защита национальных интересов?

Новым камнем преткновения в развитии американо-китайских отношений стала фармацевтическая промышленность. На последнем заседании Комиссия по обзору экономики и безопасности США и Китая провела слушание о растущей зависимости США от фармацевтической продукции Китая. На заседании обсуждалось исследование Министерства торговли США, которое показало, что 97% всех антибиотиков в Соединенных Штатах были из Китая.


Централизация глобальной цепочки поставок лекарств из одной страны делает ее уязвимой во время перебоев, «будь то по ошибке или по замыслу». Хотя министерство обороны закупает лишь небольшое количество готовых фармацевтических препаратов из Китая, около 80% активных фармацевтических ингредиентов (АФИ), используемых для производства лекарств в Соединенных Штатах, поступают из Китая и других стран, таких как Индия. Обеспокоенность по поводу срыва в цепочке поставок может объяснить, почему тарифы на китайские товары, предложенные торговым представителем Соединенных Штатов в мае 2019 года, стоимостью около $300 млрд долларов, не включают «фармацевтические препараты, некоторые лекарственные средства и некоторые медицинские товары».

В то время как потенциальная подверженность перебоям с поставками сырья является частью страха Соединенных Штатов, забота о безопасности и эффективности фармацевтических препаратов китайского производства является еще одним компонентом. По словам выступавших, в китайских фармацевтических фирмах манипулирование качеством данных все еще распространены.

Еще одна причина, вызывающая обеспокоенность США, касается научных патентов. По данным той же Комиссии по обзору экономики и безопасности США и Китая, биотехнологический сектор находится в приоритетном развитии у правительства КНР. Сектор оценивается в настоящее время примерно в 30–40 млрд юаней (от $4,7 до $6,2 млрд). Для сравнения — рынок биотехнологий в США имеет оценку в $118 млрд.

В начале августа Bloomberg сообщил, что Пентагон недоволен растущей ролью Китая на мировом фармацевтическом рынке, который давно является опорой производителей оригинальных лекарств из США и Европы. Особую озабоченность США вызывает экспансия Китая в разработке лекарств, связанных с лечением раковых заболеваний.

По данным iRunway Analysis, США владеет 19% (или примерно 500) патентов в этой области, в то время как Китай практически не отстает - 17% (около 410).

Скоростная гонка

США недовольны тем, что внедрение на китайский рынок лекарств, разработанных американскими компаниям, происходит гораздо медленнее, чем в Соединенных Штатах и Европе. КНР является вторым по величине рынком здравоохранения по расходам, и спрос на специальные лекарства в таких областях, как рак и болезни печени, неуклонно растет.

Но из-за регулятивного процесса многие лекарства, одобренные в США, остаются недоступными для китайских пациентов.

Например, с 2001 по 2018 год Управление по контролю за продуктами и лекарствами США утвердило 433 новых препарата. Согласно недавним комментариям главы Китайского управления по контролю за продуктами и лекарствами (CFDA), только 133 из них, или около трети, были допущены для продажи в Китае.

Многие лекарства столкнулись с задержками в получении лицензии на маркетинг в Китае на пять-семь лет.

Китай не скрывает, что для него не является целью продолжать импортировать инновации. Пекин до сих пор отказывается принимать клинические испытания, проведенные за рубежом. Этот факт также вызывает у США настороженность.

Внедрение новых лекарств ограничено китайским законодательством, что заставило некоторые крупнейшие фармацевтические компании повторить исследования в Китае. Это означает, что компании вынуждены делиться технологиями, и более того, вовлекать в процесс местных специалистов. Чтобы получить одобрение там, нужно добавить годы к срокам разработки.

Например, противоопухолевое лекарство Roche (бевацизумаб) был одобрен в США в 2005 году, но до 2010 года не получал «зеленый свет» в Китае.

Novartis был вынужден создать свои собственные лаборатории в китайском мегаполисе Шанхай, где трудятся около 600 ученых над созданием новой линейкой лекарственных препаратов, специально предназначенной для крупнейшего населения мира.

Страх внедрения Китая в работу зарубежных фармацевтических компаний вынуждает правительственный Комитет по иностранным инвестициям в Соединенных Штатах (CFIUS) наложить вето на инвестиции в биотехнологии, которые могут нанести ущерб национальной безопасности.

Комитет уже останавливает сделки по биофармационным компаниям с участием китайских инвесторов. Так, iCarbonX (Шэньчжэнь, Китай), единорогу в сфере цифрового здравоохранения, было предписано продать принадлежащий ему контрольный пакет акций американской компании PatientsLikeMe (Кембридж, Массачусетс, США).

Momenta Pharmaceuticals (Бостон, Массачусетс) было отказано в запланированной передачи части ее бизнеса китайским инвесторам из-за опасений CFIUS.

США также опасаются, что иностранные компании покупают контроль у прямого конкурента США с целью кражи интеллектуальной собственности или пренебрежения компанией в интересах своего конкурента.

CFIUS вынудил продать принадлежащую пекинской технологической компании Kunlun Group долю в приложении для знакомств Grindr из-за опасения возможности китайского владельца иметь доступ к медицинским данным пользователей США, инфицированным ВИЧ.

Тем не менее особой тенденции на перемещение крупных компаний в Китай для размещения там производства не наблюдается.

Недавние закрытие исследовательских площадок Eli Lilly & Co (LLY, NYSE) и GlaxoSmithKline plc (GSK, NYSE) также подчеркивают, что фармацевтический рынок в Китае не является ни постоянно растущей экспансией, ни иммунитетом к глобальным потокам реструктуризации.

GSK закрыла свой научно-исследовательский центр по неврологии в Шанхае и заявила, что объединит некоторые из этих функций с сайтом в Филадельфии.

Осенью прошлого года Novartis (NVS, NYSE) закрыл небольшую биологическую лабораторию, базирующуюся в Шанхае, в рамках масштабной перебалансировки бизнеса, в результате которой исследовательская группа стала базироваться в Эмеривилле, штат Калифорния.

CFDA Китая в свою очередь решило отменить требование о том, чтобы регулирующие учреждения сертифицировали оборудование для клинических испытаний, что, вероятно, расширит пул потенциальных исследовательских площадок для иностранных компаний с сотен до тысяч.

Китай считает, что это хорошая новость для транснациональных фармацевтических компаний, тем самым демонстрируя свою уверенность в международной конкуренции.

Велико ли отставание?

Какую бы озабоченность у США не вызывало растущее присутствие Китая в фармацевтическом мире, КНР отстает в инвестициях в исследования и разработки. Как страна, Китай тратит на эти две области меньше, чем бюджет нескольких крупных фармацевтических компаний, взятых в одиночку.

Развитие китайской биотехнологической экосистемы во главе с такими компаниями, включенными в список Nasdaq, как Beigene (BGNE), Hutchinson China Meditech (HCM) не идут в сравнение с рыночной стоимостью крупнейших американских компаний сектора. Но это пока — США недаром напуганы.

Доктор Лан Хуан из BeyondSpring Pharmaceuticals (BYSI, Nasdaq) предостерегает от сомнений в решимости китайского правительства. «Если правительство скажет, что хочет что-то сделать, оно это сделает», — сказала Хуан. «Посмотрите на Олимпийские игры 2008 года. Вы хотели, чтобы небо было голубым. Небо было голубым».

elitetrader.ru 
Войдите или зарегистрируйтесь на сайте, чтобы добавить комментарий к интересующей вас научной проблеме!
Комментарии (0)