Перевести на Переведено сервисом «Яндекс.Перевод»

Экзоскелет для хирургов

Хирург провел операции общей длительностью 12 часов в российском экзоскелете ExoChair. Эксперты оценили перспективы изобретения


Фото Karfidov Lab


В Областной клинической больнице №2 города Ростов-на-Дону впервые проведены операции с применением российского экзоскелета. Об этом говорится в сообщении Сбербанка, который являлся партнером разработчика экзоскелета.

Операции длились почти 12 часов, особенностью было применение хирургом специального поддерживающего промышленного экзоскелета, предназначенного для разгрузки мышц спины и ног при выполнении работы в положении стоя. Инженерное изобретение получило название ExoChair. Это пассивный промышленный экзоскелет, созданный российским стартапом «Полезные роботы» и конструкторским бюро «Карфидов Лаб» при финансовой поддержке Лаборатории робототехники Сбербанка.

Основателями стартапа «Полезные роботы» стали сотрудники академического Института прикладной математики им. М.В. Келдыша. Несколько лет они занимались изучением взаимодействия робота и человека и вопросами эргономики в робототехнике. На сегодняшний день компания является резидентом Сколково.

В ноябре-декабре 2017 года разработка прошла испытания в Центре учета наличного денежного оборота ПАО «Сбербанк» на рабочем месте пересчета монет Банка России. Также экзоскелет был протестирован при сборке и монтаже шасси газомоторных автобусов в ООО «Бакулин Моторс Групп».

В Лаборатории робототехники рассказали, что сейчас идет доработка последних версий экзоскелета, которые уже прошли финальные испытания, с учетом замечаний заказчика. Таким образом, испытанную в Ростове версию можно отнести к предсерийному образцу. «Сертификация подобных устройств пока в России не предусмотрена, хотя Сбербанк планирует вести совместную работу с рядом государственных, научных и исследовательских организаций, заинтересованных во внедрении индивидуальных средств защиты трудящихся, к которым относятся и экзоскелеты», — пояснили сотрудники лаборатории.

Сегодня появляется много эргономических решений, которые должны помочь хирургам проводить многочасовые операции. «Нейрохирургические операции могут длиться весь световой день, при этом врач должен все это время стоять. Врачи иногда надевают чулки на время операции, чтобы избавиться от отеков, — рассказывает врач-нейрохирург отделения нейрохирургии ФГБНУ НЦН Алексей Кащеев. — Но в первую очередь должна быть обеспечена безопасность пациента. Например, очки защищают глаза от рентгеновского излучения, но искажают картинку. Поэтому я ими не пользуюсь во вред себе».

«Если операция сопряжена с необходимостью перемещаться относительно стола, тогда пользоваться таким экзоскелетом будет очень сложно. У нас огромное количество оборудования, подключенного десятками проводов», — рассуждает руководитель центра хирургии GMS Clinic Бадма Башанкаев.

«Изначально экзоскелет создавался совершенно не для медицинских целей и тестировался на различных предприятиях. Он нужен тогда, когда на предприятии идет конвейерная сборка», — говорит сооснователь «Карфидов Лаб» Дмитрий Васильев.

По функциональности экзоскелеты зарубежных производителей уступают российскому, объясняют в «Карфидов Лаб». Например, у немецкой Chairless Chair (Noonee) меньше глубина посадки, нет адаптивной системы управления, сбора и анализа данных об операторе. В американской LegX (SuitX) основное отличие заключается в приводной схеме и системе управления. Также ExoChair дешевле западных конкурентов — средняя стоимость составит 150 000 рублей (Chairless Chair, NooNee — €3750, LegX, SuitX — $6000).

Ближайшее аналогичное устройство для поддержки тела хирурга разработано в Японии, однако на сегодняшний день разработчик не предлагает изделие к продаже. Стоимость аренды японского экзоскелета составляет от $4200 до $6000 в год, рассказали Forbes в пресс-службе проекта.

Однако, считают хирурги, хотя идея действительно хорошая, многие специалисты привыкли ориентироваться на свой опыт, а не на экспериментальное оборудование. Более того, стоимость в 150 000 рублей они считают достаточной высокой. «В России не принято вкладываться в удобство хирурга, поэтому вряд ли кто-то купит это устройство. Мы — рабочая сила», — заключил Бадма Бадамшев.

forbes.ru
Войдите или зарегистрируйтесь на сайте, чтобы добавить комментарий к интересующей вас научной проблеме!
Комментарии (0)